Артерии жизни

13.jpg

Рис. 1. Мемориал «Разорванное кольцо»

В этом году исполняется 76 лет очень важной для блокадного Ленинграда даты. В 1942 году через Ладожское озеро под огнем противника были проложены силовые кабели и трубопровод для горючего, что было жизненно необходимо для блокированного города.

Поскольку я сам блокадник и был вывезен в марте 1942 на большую землю по льду Ладожского озера, то меня всегда интересовал ряд этапов блокадной истории, особенно те, что связаны с моей профессиональной деятельностью.

Я учился на электромеханическом факультете Ленинградского Политехнического института и получил специальность «электроизоляционная и кабельная техника». Практику проходил на заводе «Севкабель» и знал, что во время блокады на заводе в тяжелейших условиях был изготовлен и затем проложен силовой кабель по дну Ладоги, что позволило снабжать город электричеством от Волховской ГЭС.

Более подробное знакомство с этими событиями выявило много неизвестных мне ранее фактов. Оказывается, объем работ по преодолению нарушенных связей был намного больше.

Восстановление связи

Сразу после установления блокады была нарушена и проводная связь. Оставалась только связь по радио. Но этот канал связи был плохо защищен и ненадежен. Требовалось установить проводную связь. Уже в сентябре 1941 года перед кабельщиками, их коллегами с завода «Электроаппарат», с завода имени Козицкого, перед военными и гражданскими связистами была поставлена задача проложить по дну озера кабель связи. Готового кабеля для прокладки под водой и необходимых материалов не было. По предложению главного инженера завода «Севкабель» Быкова Дмитрия Вениаминовича (впоследствии начальника Главкабеля и директора ВНИИ кабельной промышленности) решили изготовить из имевшихся на заводе полевых телефонных проводов четырехжильный кабель. Из-за дефицита времени на выполнение задания и отсутствия материалов исходные провода даже не скручивали, а при параллельной прокладке обмотали прорезиненной тканевой лентой. Работники завода участвовали как в сращивании отдельных длин кабеля, так и в самой операции прокладки. К концу сентября эта самая первая линия проводной связи начала действовать.

В октябре на складах Балтийского флота нашли около 30 км морского бронированного кабеля. В проверке этого кабеля, в сращивании отдельных длин также участвовали специалисты «Севкабеля» Петр Иванович и Степан Иванович Вялышевы. В конце октября кабель был проложен и обеспечил более устойчивую связь Ленинграда с Москвой. Для обеспечения большей надежности связи и с целью дублирования «Севкабелю» было поручено изготовить нормальный подводный кабель связи. В труднейших условиях первой блокадной зимы, при нехватке топлива, материалов и электроэнергии 30 км такого кабеля было изготовлено. С открытием в апреле 1942 года навигации этот кабель был вывезен на Ладогу, смонтирован и проложен параллельно действовавшей линии. Большое значение имела тщательная проверка качества кабеля, которую обеспечивала Татьяна Протопопова — начальник измерительной лаборатории. Оба телефонных кабеля всю войну работали безотказно.

Электроснабжение

В условиях блокады сразу же начались сложности с электроснабжением. Не хватало топлива для электростанций, бомбежки и обстрелы выводили из строя оборудование.

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Помимо нехватки продовольствия, город сразу стал испытывать жесткий дефицит электроэнергии — была захвачены врагом Лесогорская ГЭС, по плотине Нижнесвирской ГЭС прошла линия фронта, линии электропередач от Волховской ГЭС оказались на захваченной территории. Были потеряны и некоторые тепловые станции, а оставшиеся в городе ТЭЦ-1 и ТЭЦ-5 испытывали жесточайший дефицит топлива. В итоге город был практически обесточен — была остановлена подача электроэнергии в жилые кварталы, на насосные станции водопровода (соответственно, город остался без водоснабжения и канализации), были остановлены городской электрический транспорт и большинство заводов. Бесперебойно электроэнергией снабжались лишь хлебзаводы и здания управлений фронта и города. Каждый киловатт-час распределял лично секретарь ЦК Жданов. За весь февраль 1942 года в Ленинграде было выработано 7,5 млн кВтч электроэнергии — меньше, чем в предвоенные годы вырабатывалось за день. Это означало фактическую энергетическую смерть города.

В 1941 году, когда немецкие войска вплотную подошли к Волховской ГЭС, оборудование станции было решено демонтировать и вывезти на Урал и в Среднюю Азию. Таким образом, электроснабжение осажденного Ленинграда с Волховской ГЭС также прекратилась.

Демонтаж оборудования произвели за рекордные сроки. Остались только два вспомогательных агрегата, которые питали железнодорожную станцию Волховстрой.

Между тем, непрерывные артиллерийские обстрелы, голод и холод оставляли все меньше шансов жителям блокадного Ленинграда. 25 января 1942 года окончательно остановилось движение электротранспорта, прекратилась подача воды и света. В это время по предложению Алексея Косыгина — уполномоченного Государственного Комитета Обороны в Ленинграде — в Смольном принимается решение о восстановлении Волховской ГЭС.

В течение весны энергетики разрабатывают план реконструкции линий электропередач и прокладки кабеля через Ладожское озеро. Предусматривалось, что ЛЭП от Волховской ГЭС до Ленинграда будет состоять из 223,5 км воздушных линий (от Волховской ГЭС до мыса Кареджи на восточном берегу Ладожского озера и от мыса Осиновец на западном берегу до Ленинграда).

В том числе ЛЭП включала кабельную вставку из нескольких линий длиной 22,5 км каждая (из них 21,5 км по дну Ладожского озера), 3 подстанции (понижающую № 27 на мысе Кареджи, на восточном берегу озера и 2 повышающие в районе Осиновецкого маяка).

Проектировали ЛЭП инженеры Ленэнерго Г. А. Ходот, Н. И. Кустодиев, А. А. Вульф, Н. В. Большаков, В. А. Боровиков и др.

В это же время прибывают эшелоны с оборудованием Волховской электростанции, вывезенным ранее на Урал. Несмотря на все трудности, к концу мая 1942 года были смонтированы и опробованы на холостом ходу три гидроагрегата — № 2, 3 и 4. Однако, выработанную электроэнергию еще надо было как-то передать в осажденный город.

Уже в январе 1942 Военный совет Ленинградского фронта поручает заводу «Севкабель» изготовить необходимое количество медных проводов для воздушных частей ЛЭП и силовой кабель для подводной прокладки.

Из-за повреждения от бомбежки цеха горячей прокатки не работал прокатный стан. В феврале заводу выделили строго ограниченный лимит электроэнергии, что позволило оживить горячую прокатку и цех силовых кабелей. Из-за нехватки людей и невозможности в связи с этим обеспечить одновременную работу всех участков технологического процесса операции выполнялись бригадами поочередно.

В этих трудных условиях уже через месяц была изготовлена значительная часть заказанных проводов из остатков имевшейся на заводе катанки, а к концу марта запущен прокатный стан. Ввод прокатного стана и стана многократного волочения позволил прокатать и изготовить с апреля и до конца 1942 года свыше 480 тонн медных проводов для ЛЭП.

Еще в зимние месяцы началась подготовка к изготовлению силовых кабелей. Приводили в порядок крутильно-изолировочное и сушильно-пропиточное оборудование, свинцовый пресс и бронировочную машину. Требовалось изготовить около 140 км подводного силового кабеля, рассчитанного на 10 кВ. Производственными бригадами руководили мастера и бригадиры А. П. Дедякин, Ф. Н. Скворцов, Д. М. Марков, М. И. Левченкова, Г. В. Гохлейтнер. Интересно, что из-за отсутствия на заводе специальной кабельной бумаги для изготовления изоляции в дело была пущена бумага с водяными знаками для печатания денег. Внешний вид кабеля показан на Рис. 2 и свидетельствует, что кабель был выполнен на высоком профессиональном уровне. Первая партия готового кабеля была отгружена в июле, в августе еще 50 км, а полностью задание выполнено в первой половине октября. Работники завода принимали участие в прокладке кабелей через озеро.

14.jpg

Рис. 2. Внешний вид силового подводного «кабеля жизни» СКС 3×120 мм, на 10 кВ

Всего было проложено 5 параллельных ниток кабеля.

Каждая нитка кабеля сращивалась в единую бухту длиной 21,5 км, укладывавшуюся на баржу. Прокладывали кабель по дну ночью, чтобы избежать налетов авиации. За одну ночь проложили 4 нитки. Пятую нитку из-за шторма пришлось укладывать днем. На баржу, прокладывавшую кабель напали «юнкерсы». Погиб капитан баржи П. Ивановский и еще 16 человек. Но на следующий день проложили и пятую нитку.

Блокадный кабель, поднятый со дна Ладожского озера после войны, служит до сих пор. Он проложен под тротуаром Невского проспекта и обеспечивает его освещение.

В связи с тем, что основные подготовительные работы были выполнены, решением Военного совета Ленинградского фронта от 7 августа 1942 года принято решение о строительстве линии электропередачи от Волховской ГЭС до Ленинграда. Строительство ЛЭП вели работники предприятий Ленэнерго: Ленинградской высоковольтной сети (ЛВС), Ленинградской кабельной сети (ЛКС), электротрансформаторного завода, управления аварийно-восстановительных работ (УАВР) и др., а также работницы заводов «Ильич» и «Электрик», личный состав 606-й роты связи Ленинградского фронта, моряки Ладожской военной флотилии, водолазы 27-го отряда ЭПРОН и работники Осиновецкого гидрографического отряда.

Руководил работами главный инженер Ленэнерго С. В. Усов (впоследствии профессор Политехнического института), прокладкой подводного кабеля — инженеры И. И. Ежов и Н. С. Туманов, строительством воздушных линий — инженеры Н. В. Севастьянов и Л. Д. Наумовский.

Несмотря на артобстрелы и налеты вражеской авиации, строительство ЛЭП заняло 45 дней (вместо 56, определенных решением Военного совета).

23 сентября 1942 Волховская ГЭС по ЛЭП подключена к системе Ленэнерго, энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. 7 ноября 1942 электроэнергию получили около 3 тысяч жилых домов Ленинграда.

За счет того, что по подводному кабелю электроэнергия передавалась при недостаточно высоком напряжении (10 кВ) на этом участке терялось до 40 % электроэнергии. Чтобы избежать этих потерь Военный совет Ленинградского фронта 9 декабря 1942 принял решение о строительстве параллельной ледовой ЛЭП.

В январе 1943 г. — за 12 дней (руководители работ — инженеры В. Н. Ефимов и А. С. Петухов) была сооружена непосредственно по льду Ладожского озера дополнительная ЛЭП — «Ледовая линия» электропередачи напряжением 60 кВ и протяженностью 29,3 км. Строительство ее велось одновременно со стороны восточного и западного берегов к середине озера. Провод подвешивали к деревянным облегченным П-образным опорам, пасынки которых вмораживали в лед (Рис. 3).

15.jpg

Рис. 3. Подвеска проводов при строительстве ледовой ЛЭП

Передача энергии по воздушной линии позволила повысить напряжение на выходе на западном побережье Ладоги до 60 кВ. Подача энергии Волховской ГЭС в Ленинград увеличилась в 2 раза; кабельная вставка и 3 подстанции поставлены в резерв, вновь введены в работу 21 марта 1943 после демонтажа ледовой ЛЭП.

«Ледовая линия» просуществовала 68 дней и была демонтирована в связи с таянием льда. Позже, в мае 1943 г. была сооружена высоковольтная линия электропередачи 110 кВ Волхов-Ленинград с переходом через Неву по сваям старого, разрушенного фашистами, железнодорожного моста у Шлиссельбурга.

За 122 суток функционирования ЛЭП с кабельной вставкой в Ленинград передано 37 млн кВт•ч электроэнергии, за 68 суток работы ледовой линии — 30 млн кВт•ч, по линиям 110 кВ с апреля 1943 г. и до конца 1944 г. — 404 млн кВт•ч.

16.jpg

Рис. 4. Схема бензопровода через Ладожское озеро

Работа ЛЭП позволила возобновить работу многих промышленных предприятий Ленинграда, расширить движение трамваев, дать свет в дома ленинградцев. В марте 1944 награждены орденами 60 участников строительства ЛЭП, медалями — 56.

Продуктопровод

К весне 1942 года горюче-смазочных материалов в Ленинграде оставалось не более, чем на 100 дней. Город, Ленинградский фронт и Балтийский флот остро нуждались в топливе.

25 апреля 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление, по которому через Ладогу в течении 50 дней должен быть протянут трубопровод протяженностью 30 км, из которых более 20 км — по дну озера. Трубы, насосы и другое оборудование собирались отовсюду. Диаметр труб — всего 100 мм.

Трубы нашлись на Ижорском заводе, в непосредственной близости от линии фронта. Кладовщик, показывавший места их хранения, на одном из переходов был убит осколком разорвавшегося снаряда. С огромным трудом и человеческими потерями по ночам вывозили трубы к Ладоге.

Строительство началось 5 мая. Сварку труб в секции производили на берегу в кустах, под деревьями. Потом эти секции на поплавках катера вывозили на озеро, где они сваривались на специальном понтоне. Работа велась в основном по ночам. Место сварки накрывалось чем-то вроде палатки, чтобы вражеские наблюдатели не заметили вспышек.

После погружения бензопровода на дно озера водолазы обследовали всю линию. Тщательно проверили стыки во избежание протечки горючего. В конце концов, все было закончено 19 июня, и правительственная комиссия подписала акт приемки бензопровода в эксплуатацию, оценив работу всех участников стройки на «отлично». 20 июня 1942 года бензопровод начал подавать в осажденный Ленинград не менее 300 тонн бензина в сутки вплоть до прорыва блокады.

Подобных сооружений к 1942 году не было в мире, а тут пришлось вести трубопровод под авиабомбами и артобстрелами противника (Рис. 4).

С 24 мая по 3 декабря 1942 года суда Ладожской флотилии перевезли 55 тыс. т. топлива, а по трубопроводу поступило 32,6 тыс. т.

18.jpg

Рис. 5. «Дорога жизни» — машины идут по льду Ладожского озера

Литература

  1. М. А. Шитов. Северный кабельный. История Ленинградского производственного объединения «Севкабель». Л.: «Лениздат», 1979, 264 с.
  2. А. Широкорад. Раскрыты тайны ленинградской блокады. Электронный ресурс «Военное обозрение. История» 29.01.2017.
  3. Л. М. Мартынов. Подводные магистрали Ладоги. Электронная газета «Волго Невский проспект» 30.11. 20011.
  4. В. Б. Груздев, В. А.Ежов, Подвиг ленинградских энергетиков в годы блокады, «Вопросы истории», 1985, № 4.
  5. Т. Яковлева-Устинова. Артерия жизни для осажденного Ленинграда. «Трубопроводный транспорт нефти» 2017, май, с. 38-41.
  6. Юбилей российской энергетики. Ленэнерго 125 лет. «Кабель-news» № 2, 2011, с. 35-38.

Вернуться назад