Опыт поставки оборудования и монтажа систем электрообогрева на объектах ВСТО

Нефтепроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) предназначена для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти» и позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

vsto.jpg

Трубопроводная система – «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) – пожалуй, один из важнейших проект российского ТЭКа. Ввод в эксплуатацию Восточного нефтепровода позволили экспортировать на мировые рынки нефть нового поколения ESPO (East Siberian – Pacific ocean).

ВСТО наполняется нефтью новой нефтегазоносной провинции – Восточной Сибири. Сюда входят Ванкорское месторождение (Красноярский край), Талаканское (Якутия), Верхнечонское (Якутия) и другие. Нефть добывать здесь не так легко, как на освоенных во второй половине прошлого века месторождениях Поволжья и Западной Сибири, однако современные технологии добычи и нынешний уровень цен на углеводороды делают масштабную разработку этих запасов оправданной.

ВСТО важен не только для нефтяной отрасли России, но и для развития Дальнего Востока. Во-первых, вслед за экспортом нефти планируется наладить и ее глубокую переработку на месте, а это значит, что Приморье наконец-то получит в достаточном количестве произведенное на месте топливо и различные полимеры. Во-вторых, на объектах ВСТО созданы тысячи новых рабочих мест для дальневосточников. И, в-третьих, благодаря масштабной стройке развивается инфраструктура региона – строятся новые дороги, ЛЭП, налаживается связь.

Протяженность трассы — 4 770 километров. Конечным пунктом является новый специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае.

Трубопровод с сибирским характером

Строительство первой очереди транспортной системы («ВСТО-I») началось в 2006 году. 28 апреля на нулевом километре был сварен первый стык. В 2008 году стартовали работы по сооружению нефтепорта в бухте Козьмино, и за рекордные полтора года он был готов принять нефть на дальнейший экспорт.

Проект «ВСТО-I» продолжался и в период сибирских морозов. 28 декабря 2009 года был запущен в работу трубопровод длиной почти 3 км от нефтеперекачивающей станции «Тайшет» до «Сковородино». Нефть в огромных цистернах из города Сковородино в направлении Японского моря отправлялась по железной дороге.

Чтобы увеличить объемы поставок и ускорить процесс транспортировки нефти в порт «Козьмино», был запущен проект «ВСТО-II». В декабре 2012 года трубопроводная система была введена в эксплуатацию. В рамках проекта построен нефтепровод длиной свыше 2 тысяч километров с новыми нефтеперекачивающими станциями, реконструированы НПС «Сковородино», введен в эксплуатацию резервуарный парк объемом 500 тыс. м3, расширена пропускная мощность сооружений порта с объектами энергоснабжения и связи.

Восточный нефтепровод пересекает множество водных преград и проходит по районам вечной мерзлоты. Чтобы перекачиваемая нефть не замерзла в пути, применяются современные решения, среди которых электрообогрев. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы оборудования и создания комфорта людей в суровых условиях наличие нагревательных кабельных систем на объектах приобретает первостепенное значение.

Этапы развития сотрудничества ГК «ССТ» со структурами ПАО «Транснефть»

То, что произошло в конце апреля 2006 года в окрестностях Тайшета, изменило многое в российской экономике – а, возможно, и в истории России. Строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» началось. Старт проекту дал на совещании в Томске президент Владимир Путин. В этом же году было положено начало сотрудничеству Группы компаний «Специальные системы и технологии» с АО «Гипротрубопровод» (дочерняя структура ПАО «Транснефть»), выполнявшим функции генерального подрядчика по проектированию систем магистрального трубопроводного транспорта, включая:

  • проектирование систем магистрального трубопроводного транспорта;
  • формирование и реализацию технической политики ПАО ««Транснефть» при проведении проектно-изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экспертно-консультационных и технологических работ в области магистрального трубопроводного транспорта;
  • разработку проектов реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов и сооружений магистрального трубопроводного транспорта нефти;
  • разработку проектов производства работ на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт вертикальных стальных цилиндрических резервуаров;
  • организацию, руководство и осуществление авторского надзора за строительством объектов и сооружений магистральных нефтепроводов.

По проектам, разработанным АО «Гипротрубопровод» построены свыше 70% действующих в настоящее время в России, странах СНГ и восточной Европы магистральных нефтепроводов.

Разработка и выпуск ГК «ССТ» первого проекта системы электрообогрева для головной нефтеперекачивающей станции «Тайшет»

В 2006 году ГК «ССТ» выполнило для АО «Гипротрубопровод» первый проект по системе электрического обогрева и теплоизоляции технологических трубопроводов на головной нефтеперекачивающей станции «Тайшет». Проект прошел экспертизу, был утвержден в производство и на этапе строительства объекта успешно реализован.

Данный проект, на наш взгляд, положил начало применения на важнейших стратегических объектах инновационных систем электрообогрева, пришедших взамен устаревшего парообогрева.

2007 год – год проектов ВСТО-1

После успешной реализации первого объекта строительства с применением систем электрообогрева ГК «ССТ» в тесном сотрудничестве с АО «Гипротрубопровод» выпустило проектную и рабочую документацию систем электрообогрева и теплоизоляции технологических трубопроводов и импульсных линий, водоводов, напорных канализаций для ряда нефтеперекачивающих станций ВСТО-1, таких как НПС 4, НПС 8, НПС 10, НПС 14, НПС 17, НПС 21 «Сковородино».

Ввиду того, что на объекте ВСТО впервые применялись инновационные решения по электрообогреву трубопроводов, приходилось неоднократно участвовать в совещаниях, и порой достаточно твердо и жестко отстаивать свои решения.

В 2007 году также было положено начало сотрудничества ГК «ССТ» с крупнейшим проектным институтом ЗАО «НИПИ «ИнжГео», г. Краснодар.

Основными видами деятельности «НИПИ «ИнжГео» являются инженерные изыскания, комплексное проектирование, строительство объектов добычи, транспорта, хранения нефти и газа, а также объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, консалтинговые услуги, техническая экспертиза проектов, авторский надзор за строительством и т.д.

Учитывая, что добыча, переработка и транспорт нефти и газа является важной стратегической задачей для экономики России, стратегическое партнерство ГК «ССТ» и НИПИ «ИнжГео» позволило решить ряд задач научно-технического прогресса в трубопроводном транспорте нефти с внедрением инновационных технологий, техники и материалов.

Совместно с НИПИ «ИнжГео» разработаны проекты по электрообогреву и теплоизоляции технологических трубопроводов и водоводов на нефтеперекачивающей станции «Сковородино».

В том же году положено начало сотрудничества с комплексными поставщиками на объекты ВСТО, такими как «Стройконструкция», «Нижневолгоэнергомонтаж», «Волгоэнергострой», «Стройсервис».

Свобода от вечной мерзлоты

Всего ГК «ССТ» в рамках проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» поставила 40,5 км нагревательных кабелей общей мощностью 1 110 кВт, а также индукционно-резистивные системы обогрева (ИРСН-15000) длиной 8 км и мощностью 267 кВт. В число обогреваемых объектов входят морской нефтеналивной порт «Козьмино» и 18 нефтеперакачивающих станций, включая головную НПС «Тайшет».

В морском нефтеналивном порту «Козьмино» решения ГК «ССТ» применяются для обогрева нефтебазы, железнодорожной эстакады, причальных сооружений и коридора связи. Во время расширения порта «Козьмино» в 2010 году компания поставила системы электрообогрева и теплоизоляции для площадок береговых и морских сооружений, теплоэнергетического оборудования, станций пожаротушения и хозяйственно-питьевого водоснабжения, железной эстакады на 74 вагономеста, площадки нефтебазы «Козьмино» и пункта приема нефти морского нефтеналивного порта.

Технологии тепла для ВСТО

Многолетний опыт и большой ассортимент решений позволяет ГК «ССТ» реализовывать проекты любой сложности, адаптируясь под конкретные потребности.

На большинстве объектов ВСТО, исходя из теплового расчета, применялся высокотемпературный резистивный кабель с минеральной изоляцией MIC. Его назначение — обогрев технологического оборудования в агрессивных средах и во взрывоопасных зонах. Нагревательный кабель специально разработан для эффективного и надежного использования в случаях, когда требуется поддерживать высокую рабочую температуру при высокой мощности тепловыделения. Кабель MIC обладает превосходной механической прочностью и высокой стойкостью к коррозии.

Для обустройства транспортной системы Восточного нефтепровода также применялись саморегулирующиеся нагревательные кабели НТР, ВТС, ВТХ производства ОКБ «Гамма» (входит в ГК «ССТ»). Они способны реагировать на температуру окружающей среды, уменьшая или прибавляя уровень тепловыделения.

Саморегулирующийся кабель не расходует лишнюю энергию, поэтому является энергоэффективным изделием. Основные элементы кабеля — две параллельные медные токопроводящие жилы, между которыми по всей длине расположена греющая часть из температурно-зависимого полупроводникового слоя (проводящей матрицы). Взрывобезопасность саморегулирующиеся кабелей ОКБ «Гамма» подтверждена международными сертификатами ATEX и IECEx.

«ССТэнергомонтаж» не в первый раз участвует в реализации проектов ПАО «Транснефть». Решения ГК «ССТ» применялись для обогрева магистральных трубопроводов «Куюмба – Тайшет» и «Заполярье – Пурпе».

«Стратегическое партнерство с нашими коллегами из «Транснефти» открывают возможность создавать уникальные комплексные решения, полностью адаптированные на бесперебойную работу в суровых климатических условиях. Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» — один из показательных примеров эффективного сотрудничества. Мы гордимся вкладом, который мы вносим в проекты ПАО «Транснефть» и надеемся на развитие нашего сотрудничества», — заключает Валерий Тюлюканов, директор ОКБ «Гамма» (входит в ГК «ССТ»).

Рисунок7.jpgРисунок8.jpg

Вернуться назад